Можно ли собирать поминки на кладбище

В российской поминальной культуре глубоко укоренилась традиция собирать поминальную трапезу на могиле покойного. Первые поминки в день похорон редко проводятся подобным образом, особенно в мегаполисах. А вот поминающих на кладбище на 9-й, 40-й день, в день захоронения урны или годовщину смерти можно нередко встретить даже на кладбищах, расположенных в центре Москвы.

Корни этой традиции можно заметить еще во времена древних славян, которые устраивали по покойным тризны, приносили еду к местам захоронений и верили, что живая энергия пищи способствует более легкому отделению души умершего от его земной оболочки. Немалую роль в закреплении этого обычая сыграла эпоха СССР — времена, когда религиозные догмы пытались всячески искоренить, за покойных непременно выпивали. До недавнего времени было принято собираться на кладбищах в Пасху, родительские субботы и другие значимые для православного христианина дни. Во всем этом прослеживаются черты советского строя. Да и попросту не было такого количества заведений, где можно было бюджетно провести поминки.

Специалисты, изучающие социологию смерти, сходятся во мнении, что для российской культуры характерна специфическая привязка к кладбищу как к локации — символу смерти. Если пройтись по любому московскому кладбищу, можно увидеть не только скамьи и лавочки для инвентаря на могилах, но и столики. В последние 20 лет жители крупных городов перестали устанавливать столики на могилах, но раньше это было вариантом нормы. А на провинциальных погостах это присутствует по сей день.

Если родственники собираются на могиле, как правило, они приносят с собой легкие закуски, которые удобно употреблять в формате фуршета. Кутью на кладбище готовят не всегда, а вот блины — чаще. В качестве закусок также могут выступать пирожки с различными начинками, соления, яйца, бутерброды.

Православие не приветствует употребление пищи на кладбище. Кроме того, распитие спиртных напитков возле могил категорически возбраняется. Церковь относит такие традиции к язычеству, что само по себе — отход от православной веры. Душа человека бессмертна, а искать единения с его бренным телом — не совсем правильно.

Тем не менее, прямого запрета употреблять пищу на кладбище нет ни со стороны законодательства, ни со стороны религии. Где и как поминать — остается на усмотрение близких усопшего.